«Урок в музее»

Музейно-образовательная программа «Урок в музее» направлена на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных на школьных уроках. Темы музейных занятий могут дополнить учебную программу по предметам «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура», «Литература».

Занятия включают вводную беседу и практическую часть, предполагающую групповую и индивидуальную работу – изодеятельность, участие в викторинах, решение кроссвордов, прохождение квестов, анализ произведений искусства. Предложенные темы могут быть адаптированы для определенного возраста, а также дополнены новыми материалами по запросу педагогов-предметников. График посещения и содержание программы определяется индивидуально по согласованию с педагогом.

Целью программы «Урок в музее» является создание единой системы педагогического и культурологического воздействия на детей и подростков средствами музейной педагогики.

Задачи программы:
          - формирование у детей и подростков ключевых компетенций – общекультурной и коммуникативной – в музейной среде;
          - закрепление знаний, полученных в рамках школьной программы;
          - системное вовлечение детей и подростков в культурно-образовательную деятельность музеев;
          - системное взаимодействие с образовательными учреждениями;
          - мотивация детей и подростков к посещению музея.

Содержание программы:

В рамках предмета «ИЗО»

          «Как создается картина»
          Занятие знакомит с основными этапами создания картины, включает демонстрацию художественных материалов (мольберт, холст, подрамник, краски, кисти) и просмотр образовательного фильма «Как создается картина». Практическая часть – создание узора для рамы и рисование понравившейся картины.

          «Такие разные пейзажи»
          Занятие знакомит детей с пейзажем как жанром изобразительного искусства, знакомит с особенностями лирического, эпического пейзажей, пейзажа-настроения, марины. Занятие развивает способности восприятия пейзажного образа и эмоционального восприятия цвета. Практическая часть – рисование пейзажа.

          «Тайны портрета»
          Занятие знакомит с портретным жанром, с разновидностями портрета и его ролью в формировании интереса к человеку, к миру его чувств. Занятие включает сравнительный анализ портретов в экспозиции музея. Практическая часть – создание портрета.

          «Натюрморт – истории, рассказанные вещами»
          На занятии рассматриваются особенности натюрмортного жанра, художественные средства выражения красоты предметного мира. Практическая часть – создание тематических натюрмортов из различных предметов.


В рамках предмета «Мировая художественная культура»

          «Мир русской иконы»
          Занятие знакомит с технологией создания иконы, с основными религиозными сюжетами и иконографией святых. Практическая часть – игра-квест по экспозиции древнерусского искусства.

          «Русский портрет XVIII века»
          На занятии освещается история формирования портретного жанра в России, изучаются виды портрета (парадный, камерный), особенности русского портрета XVIII столетия. Практическая часть – анализ графического или живописного портрета по выбору.

          «Искусство передвижников»
          На занятии учащиеся узнают об истории Товарищества передвижных художественных выставок, знакомятся с пейзажами и портретами передвижников в музейной экспозиции. Практическая часть – игра «Найди картину» – поиск картины по колористической схеме.

          «Виды изобразительного искусства. Живопись»
          Занятие знакомит с видами живописи (монументальная, станковая, миниатюрная), с живописными техниками (масло, темпера) и выразительными средствами (колорит, фактура). Практическая часть – квест по теме занятия.

          «Виды изобразительного искусства. Графика»
          Занятие знакомит с видами графики (авторская, печатная), с разнообразием графических техник. Практическая часть – изготовление гравюры на картоне.

          «Декоративно-прикладное искусство: резьба по кости»
          Занятие знакомит с особенностями декоративно-прикладного искусства на примере произведений косторезного искусства двух ведущих центров России – Холмогор и Тобольска. Практическая часть – создание декоративного узора для украшения костяной шкатулки-сундучка.


В рамках предмета «Литература»

          «Образ Родины»
          На занятии учащиеся 4 класса вспоминают стихотворение Николая Рубцова «Родина» и сопоставляют с одноименным живописным полотном Николая Дубовского из экспозиции музея. Практическая часть – рисование родного пейзажа.


Условия реализации программы:

Программа адресована детям младшего, среднего и старшего школьного возраста, целевой аудиторией являются организованные группы детей в возрасте от 7 до 17 лет.

Срок реализации и учебно-тематический план программы определяется индивидуально, по запросу педагогов–предметников составляется график посещения в рамках изучения предмета.

Место проведения: бюджетное учреждение ХМАО – Югры «Государственный художественный музей», г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 2.

Справки по телефону: 33-57-78 (Отдел по научно-методической и аналитической деятельности), e-mail: metod@ghm-hmao.ru.

Запись на занятия:

          - по телефону (3467) 33-08-68

          - на сайте музея через онлайн-форму «Заказать услугу» (в разделе «Посетителям»), в комментариях необходимо указать название выбранного образовательного мероприятия.