Комплектование музейных фондов. Коллекция А.В. Сорокина

В I полугодии 2017 года раздел музейного собрания «Современное искусство» Государственного художественного музея пополнился замечательной коллекцией графических листов Александра Викторовича Сорокина.

8 октября 2013 года в залах Государственного художественного музея открылась выставка графических работ Александра Сорокина «Мой мир», переданная художником в дар Тюменскому региональному общественному благотворительному фонду «Возрождение Тобольска».

Во время торжественного открытия выставки, на которое были приглашены А.Г. Елфимов (председатель фонда «Возрождение Тобольска») и А.В. Сорокин (член Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» с 1998 года), художник представил зрителю более 130 своих произведений, выполненных в различных техниках и жанрах.

Александр Викторович Сорокин, родился в 1962 году в городе Красноярске, окончил Красноярский государственный художественный институт, кафедру «Графики».

В 2013 году, в рамках проекта «Художники – музею» А. Сорокин в знак дружбы и дальнейшего сотрудничества передал в дар Музею коллекцию из восемнадцати ксилографий, выполненных на вержированной бумаге*. Среди сюжетов – сцены к известным литературным произведениям, архитектура сибирских городов, анималистические зарисовки и многое другое.

Александр Сорокин, профессор кафедры «Архитектурное проектирование» института «Архитектуры и дизайна» города Красноярска, провел мастер-класс «Техники эстампа высокой печати» для студентов и преподавателей Ханты-Мансийского института дизайна и прикладных искусств (филиал) ГОУВПО «Урал ГАХА», а также для всех интересующихся изобразительным искусством. В мастерской института, оборудованной графическим станком, художник демонстрировал работу в технике торцовой ксилографии, раскрывая свои творческие секреты. Мастерская не могла вместить всех желающих, поэтому часть пришедших слушала мастера, стоя в коридоре.

Человек открытого сердца, широкой сибирской души и замечательного дара художника был покорен архитектурой Ханты-Мансийска, собранием Государственного художественного музея и предложил дополнительно передать в дар Музею свои произведения.

На протяжении трех лет А. Сорокин готовил и направлял в музей все новые и новые оттиски. Сотрудниками научно-фондового отдела проведена большая работа по атрибутированию произведений, изучению каталогов, фотофиксации; в процессе работы приходилось регулярно консультироваться с автором.

На сегодняшний день в основном фонде Государственного художественного музея насчитывается 107 графических листов мастера.

Сложно выделить жанр, к которому бы не обращался в своем творчестве художник – это библейские и мифологические сюжеты, портреты, пейзажи, натюрморты, анималистические зарисовки и фантазийные композиции.

Офорт, линогравюра и литография – всеми этими техниками Александр Сорокин владеет мастерски, но все же предпочтение отдает технике торцовой и обрезной ксилографии, создавая неповторимые гравюры на дереве. Высокий профессионализм, эстетическая культура, тонкий вкус, экспрессия и особая творческая энергия - вот качества, которые отмечают зрители в каждой работе художника.

Художник принимает активное участие в многочисленных городских, областных, региональных, всероссийских и международных художественных выставках, имеет множество персональных выставок в России и за рубежом.

Произведения А. Сорокина находятся в музеях и частных коллекциях России, Украины, Латвии, Германии, Кубы, Анголы, Эфиопии, Чехословакии, США, Франции, Японии и Китая.




*Бумага верже (фр. vergé — полосатая) – белая или цветная бумага с ярко выраженной, видимой на просвет, сеткой из частых полос, пересеченных под прямым углом более редкими полосами. Изначально верже изготовлялась из льняного и пенькового тряпья, отличалась высокой прочностью. В настоящее время бумага верже используется в официальной дипломатической (нотной) переписке, а также для официальной переписки (в основном, на высоком и высшем уровне) в ряде министерств и ведомств.