Икона «Воскресение. Сошествие во ад. С 64-мя клеймами избранных Святых»

Одним из самых масштабных и примечательных предметов коллекции иконописи Государственного художественного музея является икона «Воскресение. Сошествие во ад. С 64-мя клеймами избранных Святых». Данный памятник искусства поступил в музейные фонды в 2011 году в составе художественной коллекции Регионального Фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа, куда был приобретен из частной коллекции Леонтьевой Г.З.

Основанием для изображения послужили тексты Священного Писания: «Деяния святых апостолов» (Деян. 2:30-31), (1Пет. 3:19-20), (1Пет. 4:6); (Еф. 4:8-9), (Мф. 12:40), ветхозаветные пророчества: (Иов. 38:17), (Ос. 13:14), (Пс. 23:7), (Ис. 45:2-3), а также апокрифические тексты: «Евангелие Никодима» и «Слово Евсевия о сошествии во ад св. Иоанна Предтечи».

Основным догматом христианской веры является учение о воскресении Христа Спасителя на третий день после крестной смерти. Неизменным атрибутом любого события, прославляемого церковью, является его живописный образ, поэтому уже в ранний период в византийском искусстве разрабатывается иконография многих сцен, связанных с Воскресением Христовым. В конце XVI - начале XVII вв. появилась расширенная композиция «Восстание Христа от гроба» с изображением обнаженного Христа, с флагом в руке, парящего над гробом в окружении облачного сияния. Также с XVII века была утверждена иконография «Воскресения Христова с праздниками в клеймах».

Композиция представленной иконы состоит из средника, имеющего форму многолопастной звёздчатой розетки, в которой изображены две сцены - «Воскресение Христа» (в верхней части), «Сошествие Христа во Ад» (в нижней части композиции). В первой сцене изображена полуобнажённая фигура Христа, задрапированная в красный развивающийся гиматий. Фигура представлена в рост на фоне сияния (мандорлы) в форме раковины, имеющей конусообразное завершение, основание которой обрамлено рядами синих и охристых круглящихся облаков. Под его ногами массивный раскрытый гроб, по двум сторонам от гроба – спящие стражники с копьями в руках, одетые в золотистые с узорами доспехи, а перед ним изображен отваленный камень. В левой руке Спасителя – хоругвь Воскресения с белым крестом на красном фоне, также имеющая крест в навершии. По контуру верхней части обрамления средника располагается надпись, выполненная черным цветом на церковнославянском языке: «ѠБРА ТРИДНЕВНАГО ВОСКРИСНЯ ГДА НШГО ÏИСУСА ХРСТА» («Образ трехдневного Воскресения Господа Нашего Иисуса Христа»); чуть выше нимба Спасителя: «ÏИ ХС». В композицию также включены сцены «Гора Голгофа с тремя крестами» (с правой стороны от изображения Христа) и «Жены-Мироносицы» (с левой стороны от изображения Христа).

В нижнем ярусе средника – сцена Сошествия во Ад. Христос изображен с лучистым нимбом, стоящим на вратах Ада на фоне темной пещеры. Он облачен в одежды, излучающие свет, в руках Спасителя хоругвь Воскресения красного цвета с изображенным на ней белым крестом. У входа в пещеру изображен коленопреклоненный первочеловек-Адам, стоящий впереди толпы праведников, которому Спаситель протягивает руку. Позади Адама стоит Ева, справа изображен Архангел Михаил, а в толпе, что сзади них, можно различить увенчанные нимбом образы Давида, Моисея и Св. Иоанна Крестителя. Средник окружен рядами чередующихся клейм прямоугольной и овальной формы, которые содержат в себе изображения византийских, а также наиболее чтимых в Северо-Восточной Руси православных святых (а именно Ростовского и Владимиро-Суздальского княжеств), богородичных икон, двунадесятых праздников, а также основных сюжетов евангельского цикла.

После проведения экспертизы во Всероссийском реставрационном центре имени Э.Я. Грабаря, а также в процессе научной инвентаризации - всестороннего изучения и уточнения атрибуции - было определено, что данная икона является образцом иконописи второй половины XVIII века. А состав избранных святых и многочисленные стилистические признаки указывают на то, что происхождение данной иконы относится к Ростову Великому. Приведенные выводы основываются на том, что изображения в клеймах и их обрамления имеют значительное сходство с ростовской финифтью, изготовление которой получило распространение в Ростове с середины 1760-х годов: письмо близкое к миниатюре, яркие, насыщенные, положенные корпусно краски. Фон некоторых клейм иконы небесно-голубого цвета, что также является характерной особенностью икон второй половины XVIII века. Признаком для атрибуции памятника в данном случае выступают не только художественные особенности иконы, но и ее иконографическая программа: изображенный в одном из клейм, Дмитрий Ростовский был канонизирован к общецерковному празднованию лишь в середине XVIII века.

Под латунным окладом, обрамляющим икону, располагаются скрытые надписи, нанесенные в клеймах, таким образом, ширина полей не совпадает с шириной оклада, из чего можно сделать вывод, что оклад был изготовлен значительно позже самой иконы.

Стоит отметить, что рассматриваемая икона имеет и такие интересные детали, как изображение Александра Невского, последние годы правления которого были связаны с Владимирским княжеством. Князь представлен в монашеском облачении, при том, что указом Святейшего Синода от 15 июня 1724 года было велено писать Александра не «монашеской персоне», а «в одеждах великокняжеских». Также здесь наблюдается отступление от традиционных изображений монашества. «Князь-схимник одет не в черные или коричневые, предписанные обетом высшего подвига монашества, одежды с белыми голгофскими крестами на куколе и епитрахили, а в красный хитон…Подобные отступления от древней устоявшейся традиции изображения схимников на иконах редки даже для начала XVIII века, и очевидно продиктованы особым отношением заказчика иконы к имени и подвигам, прежде всего воинским, князя–схимонаха–Александра Невского» (из экспертного заключения старшего научного сотрудника Государственного Русского музея, искусствоведа Мальцева Н.В.).

Икона «Воскресение. Сошествие во ад. С 64-мя клеймами избранных Святых» является постоянным экспонатом в зале древнерусского искусства, где представляет наиболее яркий пример ростовской школы иконописи своего времени.

Клейма иконы (расположение по горизонтали сверху вниз):

          • 1.Рождество Богоматери.
          • 2.Одигитрия Смоленская.
          • 3.Введение во храм.
          • 4.Богоматерь Казанская.
          • 5.Троица Ветхозаветная.
          • 6.Богоматерь Умиление Владимирская.
          • 7.Благовещение.
          • 8. Богоматерь Ярославская (в зеркальном отображении).
          • 9.Рождество Христа.
          • 10.Богоматерь Боголюбская.
          • 11.Ярославские чудотворцы Константин, Василий, Федор и дети Федора.
          • 12.Апостол Иаков Заведеев.
          • 13.Собор архангела Михаила.
          • 15. Пророк Захария и св. Елизавета.
          • 16.Святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов.
          • 17.Апостол Иаков Алфеев.
          • 18.Ростовские чудотворцы Леонтий, Игнатий, Иаков, Исайя
          • 19.Богоматерь Муромская («Утоли моя печали»?).
          • 20.Сретение.
          • 21.Сорок мучеников Севастийских.
          • 22.Евангелист Матфей.
          • 23.Евангелист Иоанн Богослов.
          • 24. Девять мучеников Кизических Феогнит, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон.
          • 25.Крещение Христа.
          • 26.Богоматерь Тихвинская.
          • 27.Епископ Тихон Ростовский и Святитель Николай Мирликийский.
          • 28.Жены-мироносицы Мария, Марфа, Мария Клеопова и Богоматерь.
          • 29.Голгофа с тремя крестами.
          • 30.Богоматерь Знамение
          • 31.Свв. Харлампий, Модест и Власий.
          • 32.Воскрешение Лазаря.
          • 33.Избранные новозаветные святые (Иоанн Предтеча, апостолы Петр и Павел, Кирилл Александрийский, Афанасий Великий, патриарх Александрийский, Иоанн Милостивый).
          • 34.Избранные ветхозаветные святые (пророки Аввакум, Енох, Мисаил, Наум, Илия, праведные Иоаким и Анна).
          • 35.Въезд в Иерусалим.
          • 36.Богоматерь Толгская.
          • 37.Димитрий Ростовский, митрополит.
          • 38.Сергий Радонежский
          • 39.Богоматерь Новоникитская.
          • 40.Преображение.
          • 41.Семь отроков Эфесских.
          • 42.Евангелист Лука.
          • 43.Евангелист Марк.
          • 44.Святитель Антипа Пергамский, преп. Зосима и Савватий, преп. Евфимий Великий, преп. Антоний и Феодосий Печерские.
          • 45.Распятие.
          • 46.Богоматерь Всех скорбящих радость.
          • 47.Прав. Артемий Веркольский, благоверн. Кн. Александр Невский, преп. Марон-пустынник, преп. Иринарх Ростовский, преподобномученик Агафангел.
          • 48. Мученики Флор и Лавр.
          • 49.Святые воины Никита воин, Андрей Стратилат, Федор Стратилат, неизв. воин, Дмитрий Солунский, Георгий.
          • 50.Архидиакон Стефан, царица Елена, царь Константин, архидиакон Лаврентий.
          • 51.Святые Косьма и Дамиан, Кир и Иоанн Александрийские.
          • 52.Преп. Геннадий Костромской, Дионисий Глушицкий, Моисей Угрин Печерский, Касьян Угличский, Амфилохий Глушицкий.
          • 53.Мученицы София, Вера, Надежда, Любовь.
          • 54.Преп. Онуфрий, святит. Иона, преп. Евстафий Печерский, преп. Марк Фракийский, преп. Петр Афонский.
          • 55.Покров Богоматери.
          • 57.Преп. Параскева Сербская, муч. Акилина, преподобномуч. Евдокия, Фекла Равноапостольная.
          • 58.Вознесение.
          • 59.Преп. Марфа, Евфросиния, Феодора, Феодосия, Мария Египетская.
          • 60.Сошествие Св. Духа.
          • 61.Великомуч. Екатерина, Варвара, Анастасия, Параскева, преп. Мария.
          • 62.Успение Богоматери.
          • 63.Мученики Кирик и Иулита, Анисия, Агриппина, Иулиания, преп. Таисия.
          • 64.Воздвижение Креста.


Виктория Комиссарик, художник-реставратор/i>