Экспертные и реставрационные работы в преддверии открытия постоянной экспозиции

Открытие постоянной экспозиции Государственного художественного музея в III квартале 2015 года стало заключительным этапом в плане многолетних и сложных мероприятий, направленных на изучение и публичное представление музейных фондов.

Создание экспозиции основано на научных, эстетических и технических принципах, обеспечивающих органическое единство, необходимое для полноценного восприятия экспозиции. Постоянные экспозиции, отражающие профиль музея, выстроенные в соответствии с определенной научной концепцией, имеют особую ценность и оказывают большее воздействие на посетителя, если в экспозиции представлено как можно больше подлинных экспонатов. Вопросы подлинности музейных предметов в экспозициях Государственного художественного музея, а также времени создания того или иного предмета особенно часто возникают, когда речь идет о высокохудожественных произведениях, приписываемых известным мастерам, имена которых представляют отечественное искусство XVII-XIX веков. Научно-исследовательская работа музея, заключающаяся в правильной атрибуции и экспертизе музейных предметов, обеспечивает решение вопросов, связанных с научно-экспозиционной деятельностью.

Культурные ценности поступают в музей с различной степенью сохранности и, в отдельных случаях, без документов, подтверждающих их подлинность (речь идет о произведениях, приписываемых известным мастерам прошлых лет), поэтому открытию постоянной экспозиции предшествовала длительная работа по реставрации и экспертизе музейных предметов.
В 2012 году Государственный художественный музей заключил долгосрочные договорные отношения с Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры «Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. академика И.Э. Грабаря» (г. Москва) на проведение экспертных и реставрационных работ.

Транспортировка музейных предметов в Москву осуществлялась транспортом Управления специальной связи по Тюменской области (филиал Федерального государственного унитарного предприятия «Главный центр специальной связи»). Для передачи музейных предметов в ВХНРЦ направлялись ответственные сотрудники музея: главный хранитель и начальник отдела безопасности музея.

Основная цель реставрационных работ – осуществить комплекс мероприятий, направленный на восстановление утрат музейных предметов, предотвращение последующих разрушений и достижение оптимальных условий продолжительного сохранения памятников материальной культуры. В реставрации нуждались живописные полотна И.К. Айвазовского, В.Е. Маковского, К.С. Петрова-Водкина, О.А. Кипренского, И.И. Шишкина, Б.М. Кустодиева и многих других мастеров прошлого, без которых трудно представить сегодняшнюю экспозицию Государственного художественного музея.

Все выполняемые реставрационные процессы фотофиксировались, а также описывались в реставрационных паспортах. Всего за истекший период в ВХНРЦ им. академика И.Э.Грабаря прошли реставрацию 35 музейных предметов. На базе музея штатным художником-реставратором и приглашенными специалистами был отреставрирован 31 музейный предмет. Таким образом, было отреставрировано 55 произведений живописи, 10 произведений графики и 1 скульптура.

Задачей экспертизы является определение подлинности, то есть тождественности предварительных и полученных в результате исследования произведения сведений, включая:

          • определение времени создания исследуемого произведения;
          • подтверждение или выявление авторства, региона создания или художественной школы;
          • определение степени сохранности произведения, характера реставрационного вмешательства в его структуру;
          • определение художественной, историко-культурной и научной ценности произведения.

Экспертиза включает следующие виды исследований: стилистическое, технолого-технологическое (микроскопическое, рентгенографическое, химическое, в ультрафиолетовых лучах, в инфракрасных лучах), анализ справочной литературы.

Экспертные исследования прошли 92 музейных предмета, в ходе которых иное авторство выявлено у трех живописных произведений, ранее приписываемых Боголюбову А.П., Верещагину В.В. и А.Молинари. В ряде произведений уточнена датировка создания, а также – материалы.

Научные исследования суммировались, интерпретировались и были предоставлены в виде экспертного заключения на бланке, форма которого утверждена Министерством культуры РФ и имеет 11 степеней защиты. Результаты исследований красочных слоев, грунта и основы, а также фотоснимки, выполненные в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, служат приложениями к экспертному заключению. Экспертиза подтвердила, что все музейные предметы, прошедшие исследования, имеют художественное, историко-культурное, музейное, коллекционное либо антикварное значение. Экспертные заключения были рассмотрены на заседаниях экспертной фондово-закупочной комиссии, новая атрибуция утверждена, на основании чего в этикетаж экспонатов и в тексты экскурсий внесены соответствующие изменения.

В итоге, научно-исследовательская и реставрационная работа, проведенная музеем за пять лет, позволила представить публике художественные ценности, хранимые ранее в запасниках в связи с неудовлетворительным состоянием сохранности, возвратить произведениям имена их подлинных авторов и ввести произведения в широкий научный оборот.


Проняева Марина Анатольевна, главный хранитель