23.06.2023

Выставка Геннадия Райшева в Санкт-Петербурге

«Очень важно иметь свое Место,
откуда будешь обозревать Землю
и иметь связь с Космосом»
Геннадий Райшев

 

С 14 по 17 июня 2023 года в дни работы XXVI Петербургского международного экономического форума на площадке киностудии «Ленфильм» состоялось открытие Международного фестиваля народов Севера «Душа России».

Фестиваль призван продемонстрировать современные достижения художников, дизайнеров, ремесленников, фотографов — всех представителей креативных индустрий северных регионов в сфере культуры с акцентом на региональные и этнические особенности. Мероприятие вошло в план председательства России в Арктическом совете в 2021–2023 гг. Оператор событий председательства — Фонд Росконгресс.

В числе выставок, презентованных в арт-пространстве «Притяжение Севера» – передвижной проект филиала Государственного художественного музея Югры « Галерея-мастерская художника Г.С. Райшева» – «Человек. Земля. Космос».

В составе передвижной выставки были представлены программные произведения Геннадия Райшева, обращенные к планетарному осознанию картины мира, связей человека с космосом. В них нашло новое воплощение художником понимания мира как единого целого, а человека – части большого Пространства – Времени.

Творчество Геннадия Райшева вбирает в себя целую эпоху развития российского искусства 1960-х – 2000-х годов с этапами поисков, опытом духовной стойкости и интенсивным развитием художественного процесса. Райшев – художник-новатор. Постоянно и интенсивно он работал в поисках нового художественного синтеза. Его выставки востребованы разными категориями зрителей – новации всегда соотнесены с живым состоянием Человека, Природы и Космоса.

 Геннадий Райшев проявлял особый интерес к теме взаимодействия Человека, Земли и Космоса. Его полотна наполнены самыми разными эмоциональными оттенками. Радость от тёплого яркого солнечного или мягкого лунного света сменяется грустным ощущением одиночества или тоской от невозможности парить над землёй как птицы. Художник пытался охватить своим сознанием далёкие космические миры. В триптихе «Космос и человек» 2002 года Мастер представил вселенную абстрактно, как движение по спирали, линия образует космос в его графическом исполнении.

В картине представлено множество модификаций цвета и тона. Она написана в зелено-сине-коричневом колорите. Коричневое – это материализованные камни, а белое – светящиеся блики, которые образуются вокруг этих летящих камней, которые, в конечном счете, образуют круговорот звезд. Таким образом, показано стремление человека к звездному миру, к некой высоте.

Художник считал, что земная жизнь протекает в таких ипостасях как возвышение, страдание и падение. Падение он не имел в виду как крах каких-то жизненных устремлений. Все в жизни саморазрушается и самовосстанавливается. Мы сами по себе являемся бесконечным космосом, микрокосмосом. Отдельная жизнь человека – это тоже целый космос. Связь именно такова.

Космос Райшева гармоничен и бесконечен, не вызывает мистического или страшного ощущения, показан как бесконечное движение, как состояние перемен. Как перемещение от начала к концу и от конца к началу. В данном случае еще присутствует длительность во времени. Изображение затягивает и говорит о длительности и бесконечности времени. Картина становится объектом отражения мира. И через этот объект мы начинам воспринимать мир более остро и широко, он нас захватывает. Как остановившийся миг бесконечности и длительности.

Триптих «В свете большого пространства» 2011 года – произведение монументальной живописи. В этой работе Геннадий Райшев органично соединяет земное и космическое: теплая материя живой планеты, её предметная среда особенно остро ощущаются в пространстве большого космоса.

В центре радиальной композиции – одна из планет. В комментарии художника – это планета Земля, освещенная светом солнца. В верхней части планеты теплым зеленым цветом изображены ели, которые часто писал художник, обозначая то место у дома, где он рос в детстве. С этого шара, с этой точки открывается не только вся планета, но и весь мир – в картине много планет, представляющих собой музыку пространств. Но этот мир, все-таки, видится через земной, сибирский пейзаж: здесь и заливные луга, и линии электропередач, и берега с деревьями, на которых сидят глухари, и белый пароход – деяния рук человека и деяния самой природы. Прочитывание многих деталей создает живое восприятие картины при космическом масштабе работы.

Райшев обратился к знаковости в изображении – знаковости формы, цвета, пространства, исходя из образности народного искусства. В этом он близок художникам авангарда начала ХХ века. У художника удивительное соединение земного и небесного пространства, и это в немалой степени связано с сибирской мифологией, имеющей выход на космогонию. Многие серии его объединены космологическими мотивами, элементами сферических модулей (серия «Югорское пространство» 1983 – 1988 гг.)

«Югорская легенда» 1986 года написана в то время, когда художник много путешествовал: по реке Юган, к восточным ханты, где сохранилась древность; по реке Казым (северные ханты), в Березовский район (Обь, Сосьва – манси, коми). Все эти этносы мы видим на картине. Название ее говорит о том, что она обращена к образам легенд, в фольклорной традиции связанных с мифами, живущими на Югорской земле.

Изобразительно здесь мотив «изначального холма» земли в пространстве воды и света. Ряды людей – это как бы берега. Люди стоят ярусами, один ряд над другим. Но это не просто ярусы в прямом смысле слова. Они становятся ярусами времени. Потому что чем дальше мы начинаем двигаться, тем фигурки становятся менее цветными. Наконец, они стали настолько обобщенные, что напоминают идолов. В верхней части картины на холме изображен – «знак человека, знак богатыря, знак божества», знак Нуми-Торума – верховного божества народов ханты и манси, т.е. творец всего живого на Земле.

На картине «Мать – Земля» из серии «Древняя Югра» 1999 года – созданный воображением народа образ обожествленного женского начала. Изображение Матери-Земли напоминает куклу «акань». Она очень монументальна. Полы сахов не определены. Они стали землей. Богиня как бы вырастает из земли, имеет с ней единую основу, единое состояние. Рукава резко выделяются. Эта хорошо прописанная конкретная деталь делает образ достоверным, соединяет скульптуру богини с живым. Ведь ее создали люди.

«Острохвост в пространстве Земли» – это некая квинтэссенция красоты существа, рожденного природой. Белая шея, гордая, высокая, острые перья. То, что дает нам природа и чем всегда любовался художник Геннадий Райшев. Именно данный кусочек природы в этой остроте, в этой свежести и хотел передать Мастер. Птица – маленькая часть того, что зиждется на земном шаре. Земной шар – далеко, а здесь – луговое пространство – глинистые отмели, луга и плесы.

Решаем вместе
Двойные стандарты? Нарушено единство измерений? Расскажите нам о проблемах